Телемедицина Заказать звонок

Как учиться, а не лечиться

Глазом не успели моргнуть, а уже кончилось лето. И детям снова в школу - за парты, к учебникам и тетрадкам, компьютерам и планшетам. Нагрузка на учеников растет год от года. Сколько всего надо успеть - выучить, узнать. И как при этом остаться здоровым? Детские врачи клиники EMS дают свои советы.

Глазом не успели моргнуть, а уже кончилось лето. И детям снова в школу - за парты, к учебникам и тетрадкам, компьютерам и планшетам. Нагрузка на учеников растет год от года. Сколько всего надо успеть - выучить, узнать. И как при этом остаться здоровым? Детские врачи клиники EMS дают свои советы.

Андрей Анатольевич Каплюк, педиатр, к.м.н.
Доктор специализируется на диагностике, профилактике и лечении болезней у детей, в том числе новорожденных, острых респираторных инфекций, заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочевых путей, анемии, сердечно-сосудистой системы и др., помогает с подбором терапии для часто болеющих детей. Владеет двумя специальностями – педиатрия и кардиология. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функциональное состояние миокарда и возможные причины его повреждения у детей с хроническим описторхозом». Лауреат конкурса Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры в составе коллектива кафедры госпитальной педиатрии Сибирского государственного медицинского университета. Член Ассоциации детских кардиологов России.

Андрей Анатольевич, школа начинается с медосмотров. Почему их не стоит прогуливать? И какую пользу из них можно извлечь, если не подходить формально?

А.К.: эти осмотры носят профилактический характер. Педиатры и врачи-специалисты могут оценить общее состояние ребенка, выявить некоторые заболевания на ранних стадиях, оценить хронические проблемы. Поэтому не стоит пренебрегать таким осмотром.

- Редкий ребенок сейчас абсолютно здоров. Обычно о проблемах родители знают. И все же за лето столько могло произойти - дети растут, меняются, они отдыхали в лагерях, деревнях, на курортах. На какие жалобы со стороны детей, особенности поведения должны обратить внимание родители?

А.К.: из того, что родители сами могут оценить, прежде всего слух, зрение. Если ребенок прищуривается, не видит какие-то знаки на дороге, вывески, а также переспрашивает, что вы сказали, не реагирует на обращение к нему, - это тревожные признаки. Наверняка проблемы поправимы, но лучше решить их до того, как они скажутся на успеваемости в школе. Ведь если у ребенка упало зрение или слух, ему будет сложнее воспринимать материал на уроках. Кроме того, родителям стоит обратить внимание на кратность стула, жалобы на боли в животе, горле. Если есть хронические заболевания, то стоит заранее озаботиться тем, чтобы ребенка, например, определили в нужную группу по здоровью на уроках физкультуры.

- Есть ли какие-то желательные меры профилактики перед школой и в начале учебного года? Все-таки уроки - это нагрузки, да к тому же в школе ребенок контактирует с десятками своих сверстников. Как поддержать организм?

А.К.: тут особых рекомендаций нет. Не стоит усиленно кормить ребенка в начале учебного года витаминами или препаратами для поддержания иммунитета. Нужные витамины он и так получил летом с фруктами и овощами, он отдохнул. Лучше обратить внимание на распорядок дня. И хотя бы за неделю до начала занятий начать жить по «школьному» расписанию, то есть вставать утром пораньше, ложиться не поздно. Это поможет быстрее адаптироваться к учебе.

Александра Яковлевна Тимофеева, детский офтальмолог
К Александре Яковлевне можно обращаться для коррекции рефракционных и аккомодационных нарушений зрения у детей, косоглазия, а также при травмах глаз. Доктор имеет большой опыт назначения средств коррекции зрения детям со значительными зрительными нарушениями. Александра Яковлевна – выпускница Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета по специальности «педиатрия». Интернатуру и ординатуру прошла по специальности «детская офтальмология» в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова. На курсах повышения квалификации изучала ретинопатию недоношенных, а также косоглазие и аметропию у детей.

- Александра Яковлевна, как понять, что у ребенка садится зрение?

А.Т.: Дети зачастую сами не говорят о том, что плохо видят, боясь, что их лишат доступа к телевизору, гаджетам, либо из страха быть наказанными или из-за нежелания носить очки. Бывает и наоборот: подростки специально врут об ухудшении зрения, чтобы носить очки как у большинства или как у своего кумира. Разобраться, что происходит, помогут профилактические визиты к офтальмологу не реже одного раза в год.

- Школа - это всегда нагрузка на глаза, нужно много читать и писать. Что делать, чтобы зрение не портилось?

А.Т.: Защитить свое чадо от ранней близорукости можно, соблюдая простые правила гигиены глаз. Следует учитывать, что, например, при чтении нагрузка на органы зрения достигает максимума, когда ребенок останавливается или даже возвращается назад, к уже прочитанному. А это происходит при умственном переутомлении, когда ребенок еще плохо умеет читать или если ему непонятно содержание. Родителям лучше контролировать этот момент. Гигиену зрения у детей нарушают неправильные «зрительные стереотипы»: сутулость во время чтения, недостаточное или слишком яркое освещение, привычка читать лежа, на ходу или во время движения транспорта. Все это ухудшает зрение. Оптимальные условия для глаз при чтении - зональное освещение в виде лампы, установленной слева от ребенка и направленной на книгу. Чтение при рассеянном и отраженном свете вызывает перенапряжение и утомление глаз. Качество шрифта также немаловажно: выбирайте печатные издания с четким шрифтом на белой бумаге.

Следите за тем, чтобы между источниками света в помещении не было значительных перепадов яркости: все лампы и светильники должны иметь примерно одинаковую яркость. При этом мощность ламп не должна быть слишком большой - яркий свет раздражает глаза в той же мере, что и недостаточное освещение. При ярком солнце затеняйте окна шторами или жалюзи. Для предупреждения нарушений зрения лучше использовать более устойчивое искусственное освещение.

Рабочий стол школьника расположите так, чтобы угол между окном и столом был не менее 50 градусов. Недопустимо размещать стол прямо перед окном или так, чтобы свет был направлен в спину ребенка. Следуйте правилу: освещение рабочего стола у детей должно быть примерно в 3-5 раз выше, чем общая освещенность помещения. Настольную лампу следует располагать слева для правшей и справа - для левшей.

Основной причиной нарушения гигиены зрения у детей является телевизор и гаджеты. При соблюдении прочих условий гигиены зрения школьникам во время их использования рекомендуется делать перерывы каждые 45-50 минут на 10-15 минут. При этом лучше сменить вид деятельности - прогуляться, сделать гимнастику для глаз.

- Можно ли школьникам для коррекции зрения использовать не очки, а линзы?

А.Т.: Линзы - это ответственность не только ребенка, но и родителей. За ними нужен качественный уход: необходимо вовремя менять раствор, мыть руки до постановки и снятия линз. Обязателен постоянный контроль у офтальмолога, так как линза - это инородное тело в глазу, что чревато изменениями на роговице. Линзы нельзя носить постоянно и во время простуды, так что в любом случае необходимо иметь и очки. В детской офтальмологии мы рекомендуем ортокератологические линзы ночного ношения для лечения прогрессирующей миопии. Они, несомненно, удобнее и детям, и взрослым.

Гасанова Вероника Витальевна, детский невролог
Имеет широкую практику в неонатальной неврологии, прошла дополнительное обучение по оценке МРТ в неврологии и клинической психологии. Доктор умеет расположить к себе и завоевать доверие даже очень тревожных родителей. Исповедует современные подходы доказательной медицины. Вероника Витальевна постоянно повышает свою квалификацию, участвует в конференциях и образовательных семинарах. Является членом Общества детских неврологов Санкт-Петербурга, регулярно посещает Балтийский конгресс по детской неврологии и Поленовские чтения.

Вероника Витальевна, начинать учебный год может быть сложно любому, даже самому прилежному ребенку. Чем родители могут помочь?

В.Г.: Прежде всего, надо быть внимательным к своему ребенку, и особенно в первую четверть - больше с ним общаться, расспрашивать, что нового в школе. Первая четверть - это, как правило, повторение пройденного. Если возникают сложности, лучше их преодолеть совместными усилиями и в самом начале. И ребенку будет приятно, что о нем заботятся, что родителям не все равно. И мамы, и папы будут держать ситуацию под контролем. Достаточно10-15 минут уделить вечером своему ребенку - и многих проблем можно будет избежать.

- Стоит ли судить по первым неделям в школе о неврологических проблемах ребенка?

В.Г.: Руку на пульсе надо держать всегда, потому что запущенную ситуацию решать сложнее. Но, конечно, всем детям нужна адаптация. Они три месяца отдыхали. Давайте вспомним себя в этом возрасте. И небольшая лень в начале учебного года - это обычное дело. А еще начало учебного года - это радость от встречи с друзьями, детям хочется общаться, а не учиться. Поэтому некоторое невнимание к учебе и несобранность в первые дни - тоже нормально. Но во второй четверти это должно пройти, так как темп учебы нарастает.

- С какими проблемами поможет справиться невролог при подготовке к школе или уже во время учебного года?

В.Г.: Есть группа детей (неусидчивых, невнимательных, гиперактивных), которым сложно воспринимать материал, даже если он им очень интересен. Это, безусловно, пациенты невролога. Есть, наоборот, дети очень организованные, собранные, ответственные - идеальные ученики, которые из-за четверки плачут. Им тоже сложно учиться. Им может помочь психолог, а невролог при необходимости подберет медикаменты, витамины, чтобы стабилизировать, укрепить нервную систему. Другая ситуация - когда ребенок старается, у него не получается и из-за этого даже возникают головные боли. Этой проблемой тоже занимаются неврологи.

 - Как правильно отдыхать школьнику?

В.Г.: Процентов 80 всех проблем можно решить, наладив режим дня. Своевременный сон, отдых, питание - это не пустые слова, а залог здоровья ребенка. Обязательно нужно чередовать интеллектуальную нагрузку и физическую. Даже у ребенка, который учится в сильной гимназии с тремя языками и в музыкальной школе, должна быть физическая нагрузка. Когда мы занимаемся спортом (неважно - в школе олимпийского резерва или просто для себя), мозг отдыхает: улучшается кровообращение, насыщение мозга кислородом.

Полина Владимировна Новоселова, детский стоматолог
Доктор лечит кариес, периодонтиты и пульпиты у детей, проводит профессиональную гигиеническую чистку и фторирование зубов для профилактики болезней полости рта. Лечит быстро и без боли, всегда доброжелательная и чуткая. Умеет успокоить и расположить к себе даже тех, у кого был неудачный опыт обращения к детскому стоматологу. Окончила Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И.П.Павлова по специальности «стоматология», после чего неоднократно повышала квалификацию по общей и детской стоматологии.

- Полина Владимировна, как часто стоит приводить ребенка на прием к стоматологу, даже если зубы не болят?

П.Н.: В идеале ребенка до 12 лет стоит показывать стоматологу раз в 3-4 месяца. У детей поражения зубов развиваются очень быстро, поэтому нужно проводить осмотры чаще. Если все хорошо, то врач просто напомнит о профилактике. Девочек-подростков 12-16 лет хотелось бы видеть раз в 3-6 месяцев. У них в пубертатный период меняется гормональный фон, и на зубах это тоже может сказаться. С мальчиками-подростками проще, поэтому им достаточно посещать стоматолога раз в пол года.

- В детстве сложнее всего удержаться от сладкого: от шоколадки на перемене, конфеты за щекой на уроке. Что делать, чтобы эти вкусные радости не испортили детские зубы?

П.Н.: Самое главное - не давать детям сладкого за два часа до сна. Кариес развивается преимущественно ночью, пока мы спим. При плохой гигиене сахар остается между зубами и способствует развитию кариеса. Если же говорить о школе, то я бы посоветовала давать детям с собой в качестве перекуса яблоки, морковку, груши, то есть жесткие фрукты, которые счищают остатки сахара с зубов. А полностью отказываться от сладкого совсем не обязательно.

- Есть ли особые рекомендации по уходу за зубами и полостью рта для школьников? Стоит ли детям давать с собой в школу зубные нити, жвачки?

П.Н.: Давать школьникам зубные нити однозначно нет смысла. Из 100 детей в лучшем случае один будет пользоваться ими по назначению. С зубными щетками то же самое. Дети будут чистить ими все что угодно, но только не зубы. Это только пустая трата денег и сил. Жвачки я и вовсе рекомендовала бы давать детям только под присмотром родителей. Их можно жевать по пять минут после еды, иначе они приводят к развитию гастрита. А дети их жуют целый день одну за другой. Если очень хочется, лучше по­купать школьникам специальные детские жвачки с ксилитолом. Он хоть как-то предотвращает развитие кариеса. Но в целом от жвачек больше вреда, чем пользы.

Роман Валерьевич Адашкевич, взрослый и детский травматолог-ортопед, заведующий отделением травматологии и хирургии, ведущий специалист клиники EMS
Ведет прием, обследование и лечение детей и взрослых с травмами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Имеет большой опыт проведения репозиции костных отломков под местной анестезией, остеосинтеза при различных видах переломов костей, пункций суставов, блокады суставов, закрытого вправления вывихов, кинезиотейпирования. Выпускник СПбГМУ имени академика И.П. Павлова. Прошел дополнительное обучение по оперативному лечению переломов, ревизионному эндопротезированию коленного сустава, кинезиотейпированию.

- Роман Валерьевич, за лето ребенок вырастает, и, наверное, нужно изменить и его рабочее место? Как его правильно подготовить к новому учебному году?

Р.А.: В этом вопросе ни в коем случае нельзя экономить. От того, как ребенок сидит, делая уроки, зависит его здоровье в будущем, возможно, на всю оставшуюся жизнь. В этом отношении хороший выход из ситуации так называемая растущая мебель, которую можно подгонять по размеру. Важно помнить, что расстояние от глаз до стола, на котором лежит тетрадь или книжка, должно быть около 30-35 сантиметров.

- Школьникам приходится носить с собой много вещей: школьный рюкзак, пакет со «сменкой», формой для физкультуры и прочими принадлежностями. А сколько всего должен весить «багаж» школьника?

Р.А.: В начальной школе - не более двух килограммов. В дальнейшем он может тяжелеть, но в итоге к 9-му классу все равно вес рюкзака не должен превышать пяти килограммов. До 14 лет у детей преобладает хрящевая ткань, еще нет полного окостенения. И если в это время сильно нагружать организм, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но самое главное - рюкзак ребенок должен носить на обоих плечах, ни в коем случае не на одном.

- Какой должна быть правильная сменная обувь для детей в школе?

Р.А.: Она должна быть максимально удобной и качественной. За последние годы производители детской обуви расширили ассортимент, и у родителей появился выбор. Стелька должна быть с супинатором, который корректирует продольный свод стопы. Лучше всего приобретать обувь из мягкой кожи, нубука, замши. Главное - не забывайте приводить детей на плановые осмотры к ортопедам, поверьте, это очень важно для того, чтобы ваш ребенок рос и развивался правильно.

- Какие простые упражнения может делать ребенок на переменах или дома, чтобы сберечь осанку?

Р.А.: Тут совет хочется дать не столько детям и родителям, а учителям. Именно на них ложится основная ответственность в этом вопросе. Хотелось бы, чтобы они внимательнее следили на уроках за осанкой учеников, а на переменах проводили несложные разминки, выполняли с детьми простые упражнения ЛФК: подвигать руками, ногами, поделать приседания. Это важно, так как пока дети сидят за партами, у них задействованы одни группы мышц, когда они ходят - другие, и важно соблюдать баланс. А если ребенок сначала 45 минут сидит, а потом на перемене 10 минут носится по коридорам, баланс соблюсти очень сложно. Результаты такой дисгармонии проявляются в будущем. Очень часто заболевания опорно-двигательного аппарата, которыми люди страдают в течение жизни, берут свое начало как раз в школьные годы.

Не надо болеть ветрянкой, надо привиться от нее
«Вырастет – сам решит» – это точно не про прививки. Защищать ребенка от инфекционных заболеваний нужно как можно раньше. И чем слабее иммунитет, тем важнее вакцинация. Потому что прививка – это понятно и контролируемо, а болезнь – тяжело и непредсказуемо. А чтобы было понятнее, мы попросили педиатра клиники ЕМS к.м.н Михаила Андреевича Никольского еще раз ответить на самые распространенные у родителей вопросы о прививках: как, что и когда колоть. И не только колоть.
Прививка лишней не бывает
Педиатр, заведующий педиатрическим отделением клиники EMS Данил Николаевич Хлебников рассказывает, почему важны так называемые дополнительные прививки, которых нет в «обязательном» прививочном календаре.
Молодые эритроциты у молодежи
Про особенности течения и лечения анемии у детей рассказывает педиатр Данил Сергеевич Симановский.
Спасибо за обращение в клинику!
Администратор свяжется с вами в течение 30 минут.
Спасибо за обращение в клинику!
Администратор свяжется с вами в ближайшее время.
Ваше резюме успешно загружено!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Спасибо, что подписались на наши новости
Заказать звонок
Мы перезвоним вам через 30 минут

Возникли вопросы?

Нужна консультация?

Хотите работать в нашей дружной команде?

Загрузите Ваше резюме!

Хотите получать новости и специальные предложения клиники EMS по электронной почте?

Ошибка
Спасибо за обращение в клинику!
Администратор свяжется с вами в ближайшее время для уточнения деталей.
Ошибка
Наверх ▴