Педиатр Михаил Никольский: Герпес – лечить или не лечить

Педиатр EMS Михаил Андреевич Никольский, к.м.н. рассказал в эфире «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге» об особенностях герпеса и новом клиническом исследовании, которое он сейчас проводит.

Александра Петровская: Добрый день. Это программа для самых больших. С нами в студии врач-педиатр и кандидат медицинских наук Михаил Никольский. Михаил Андреевич, здравствуйте.

Михаил Никольский: Добрый день.

А.П.: Мы сегодня собрались здесь по поводу вашей научной работы, посвященной герпесу 6 и 7 типа. Давайте попытаемся объяснить слушателям, что это такое, а, самое главное, откуда эти типы взялись, и какие еще типы – первый, второй, третий и так далее – идут до 6 и 7.

М.Н.: В общей сложности выделяют 8 или 9 типов герпеса, смотря как считать. Первый и второй типы – это обычный герпес, который вызывает простуду на губах. Третий тип – это вирус герпес зостер, который вызывает ветрянку или опоясывающий лишай у взрослых людей.

А.П.: То есть то, что мы называем ветрянкой, это, на самом деле, тот же самый герпес?

М.Н.: Не тот же самый, это совершенно другой герпес, но тоже герпес.

А.П.: По какому принципу они все объединены под этим названием?

М.Н.: Это сложно. Когда ученые изучали ДНК этих вирусов, выяснилось, что у всех у них имеются похожие родственные черты. Четвертый тип, вирус Эпштейна-Барр, вызывает инфекционный мононуклеоз инфекционный. Пятый тип – это то, что все знают как цитомегаловирус. Это тоже часто инфекции, причем преимущественно детские.

И, наконец, 6 и 7 тип – это то, чем я занимаюсь. Чаще всего они вызывают у детей розеолу – трехдневную лихорадку или внезапную экзантему. Далее идет восьмой тип герпеса, он встречается при саркоме Капоши. Это тяжелое заболевание, которое преимущественно встречается у ВИЧ-инфицированных пациентов.

А.П.: Что, помимо общего названия и некого сходства ДНК, их еще объединяет? Может, есть общие методы терапии или сходные последствия воздействия вируса на организм?

М.Н.: Во-первых, в отличие от многих других вирусов, против герпесов есть лекарство. Это во многом отличает эти вирусы от других, потому что от огромного числа вирусов нет никаких лекарств.

А.П.: А как же все эти модные противовирусные, которые везде рекламируют?

М.Н.: Все, что рекламируют по телевизору - это, к сожалению, скорее фейки.

А.П.: Фейки запрещены.

М.Н.: Фейки запрещены, но, видимо, реклама лекарств без доказанной эффективности разрешена.

А.П.: Это тема для отдельной программы.

М.Н.: Это беда нашей страны, потому что у нас фейки влезли даже в клинические рекомендации. И мы лечим людей всеми этими "фуфломицинами". Более того, мы ими обязаны лечить, потому что у нас есть соответствующие клинические рекомендации.

А.П.: Это кто-то лоббирует?

М.Н.: Конечно, это лоббируется, это проплачено. А что взять, если, уж извините меня, у нас один из членов Российской академии наук - гомеопат.

А.П.: В этих словах чувствуется Ваше презрение к гомеопатии.

М.Н.: С точки зрения клинического врача в какой-то степени это да, презрение, это правда.

Вернемся к герпесам. У них есть уникальная особенность. После того, как человек заболел первичной герпесной инфекцией, эти вирусы не уходят из организма человека. Все герпесы, с которыми человек столкнулся в жизни, остаются в нем навсегда.

А.П.: Я встречалась с утверждением, что трудно встретить на Земле человека старше 10 лет, который не имел бы антител к тому или иному виду герпеса.

М.Н.: И не только антител, но даже и самих герпесов. Практически у всех людей после определенного возраста в слюне, в крови или в других тканях можно найти те или иные герпесы. С этим и связана проблема их диагностики - врачи очень часто путаются. Коллеги по незнанию, но из лучших побуждений назначают часто болеющим пациентам, предположим, анализы слюны на вирус Эпштейна-Барр, на цитомегаловирус, на герпес 6 типа, 7 типа, и находят их в слюне. А это является нормой.

А.П.: А они начинают лечить?

М.Н.: Да, совершенно верно. Пациент-то не знает, что это норма. Он видит, что у него «страшный» анализ, что нашли такое-то количество этих герпесов, и врач, скорее всего, сам по незнанию, по непониманию этой проблемы начинает лечить нормальное носительство герпесов. А чем он лечит? Теми же фуфломицинами и лечит. И ничего не происходит.

А.П.: Итог – герпес лечить не надо?

М.Н.: Надо, если он вызвал тяжелое заболевание – а все герпесы в определенных случаях могут вызывать тяжелые заболевания. Например, герпес 6-го типа – частая причина тяжелых состояний у пациентов после пересадки костного мозга. Если герпес после пересадки костного мозга обострился на фоне снижения, фактического уничтожения собственного иммунитета, то терапия обязательно требует мощных противовирусных средств.

Да вот взять ветрянку – казалось бы, безобидное заболевание. Но после 11 лет оно тяжело проходит и может иметь последствия. Поэтому считается, что если пациент младше 11 лет, то оно часто проходит само по себе. А если старше 11 лет, то лучше не рисковать, а назначить ацикловир.

А.П.: Это препарат с доказанной эффективностью?

М.Н.: Да, он действует именно на вирус ветрянки.

А.П.: Выходит, что герпес, который всегда находится в организме, в какой-то момент обостряется. Я, например, слышала про герпес 6-го типа, что это характерное заболевание для детей до 2-3 лет. Выходит, что нет.

М.Н.: Дело в том, что герпес 6-го типа – это та самая наиболее частая инфекция, которая вызывает всегда внезапную экзантему или трехдневную лихорадку или розеолу. В принципе, очень понятная инфекция: три дня у ребенка высокая температура, потом появляется типичная пятнисто-папулезная сыпь. В течение двух дней она исчезает сама по себе, и человек выздоравливает.

Само заражение может произойти хоть через обычный поцелуй, как это и происходит со многими герпесами. То есть в организм ребенка вирус может попасть через контакт со слюной матери, бабушки, любого взрослого человека, которые обычно и являются носителем всех герпесов. И вот ребенок переносит эту первичную инфекцию через вирус герпеса человека 6-го типа, и после этого герпес человека 6-го типа остается в этом ребенке навсегда. И никуда он не денется, и никак от него не избавиться.

Но лечить его надо только в одной ситуации – если он вызвал какое-то тяжелое заболевание, что у здоровых людей практически никогда не встречается. Только при тяжелых иммунодефицитах, которые обычно возникают при трансплантации органов и тканей. Вот там бывают ситуации, когда требуется интенсивное лечение герпеса 6-го типа.

Во всех остальных случаях ударно лечить его не надо. И надо иметь в виду, что герпесы – это очень модная сейчас тема. Вирус герпеса 6-го типа легко найти, а, значит, его можно предъявить практически при любой болезни в качестве возможного диагноза. И многие врачи этим пользуются. Например: "Я не знаю, что с вами. Давайте поищем у вас то, что точно есть". И тут герпес 6-го типа - он точно есть, и он находится.

А.П.: Еще такой момент. Какие другие заболевания могут быть связаны с вирусами герпеса, которые присутствуют в организме?

М.Н.: Как я уже сказал, герпесы 6-го и 7-го типа «классически» вызывают розеолу у детей. Еще герпес 6-го и иногда, но редко, 7-го типа ассоциированы с фебрильными судорогами у детей. Есть исследования, которые показывают связь определенных видов эпилепсии с вирусом герпеса человека 6-го типа. Так что получается, что герпес 6-го типа фактически вызывает одну из разновидностей эпилепсии.

А.П.: Присутствует этот вирус в организме почти каждого, а эпилепсия при этом далеко не у всех. То есть это говорит о том, что какой-то прямой связи нет, есть и другие факторы, влияющие на появление этого заболевания?

М.Н.: Конечно, тут много факторов. Например, два человека подхватили одну и ту же инфекцию: но у одного насморк, а у второго менингит. А инфекция одна и та же. Конечно, тут задействовано много факторов.

Также проводилось исследование, которое ассоциировало вирусы герпеса человека 6-го и 7-го типов с другими заболеваниями, предположив связь с рассеянным склерозом. Но это не доказано. Это уже область науки, то у нас нет четких указаний на то, герпесы - это именно то самое, что вызывает рассеянный склероз.

А.П.: В ходе программы мы с вами коротко поговорили обо всех герпесах, обозначили все важные моменты. И, завершая беседу, хочу вернуться к началу. Какие вопросы в этой области сегодня стоят перед наукой?

М.Н.: Кстати, забыл сказать, что особой формой герпеса человека 6-го типа является хромосомная интегрированная форма этого вируса, когда герпес 6-го типа внедряется в хромосому человека и начинает передаваться по наследству всем поколениям.

Сейчас мы в Петербурге получили грант. Мы проводим бесплатные обследования всех желающих по определенным показаниям на наличие хромосомно-интегрированного герпеса человека 6-го типа. Как раз-таки наличие хромосомно-интегрированного герпеса человека 6-го типа, возможно, дает связи с некоторыми болезнями. Оказывается, что чуть ли не 1% населения земного шара имеет встроенный в свой геном хромосомно-интегрированный вирус.

А.П.: Хорошо. Вспоминая мои студенческие годы, какая гипотеза стоит у вас в этом научном исследования? Если что – то что?

М.Н.: Мы пока набираем референсную группу, мы ищем людей, их обследуем. Меня лично сейчас больше всего интересует, есть ли клинические проявления хромосомной интеграции герпеса человека 6-го типа у новорожденных детей. На мой взгляд, это самая интересная концепция, еще никто в мире это направление не разрабатывал. Пока что есть предварительные результаты, но я их еще не готов озвучивать.

А.П.: У нас в гостях был Михаил Никольский, врач-педиатр и кандидат медицинских наук. Спасибо и хорошего всем дня!